19.03.2009


Usability сайта

Тема usability в последнее время очень актуальна, особенно в период обострения конкуренции в условиях кризиса – компании хотят привлекать и удерживать максимум целевой аудитории на своем сайте.

Термин, да и сама «дисциплина» пришла к нам из-за границы. Ввел в употребление этот термин Якоб Нильсен, он же перечислил основные составляющие и рекомендации usability сайта.
Для начала определимся с термином usability.

Юзабилити (русское звучание), или юзабилити сайта – удобство пользования, простота использования сайта, его «дружественность», «практичность».

Юзабилити сайта, согласно Нильсену, включает пять основных составляющих:

  • время, потраченное пользователем на понимание правил пользования интерфейсом вашего сайта;
  • скорость, с которой пользователь смог решить поставленную перед собой задачу, достигнуть цели, посредствам вашего сайта;
  • способность пользователя повторить совершенные действия без повторного обучения;
  • количество ошибок, которые пользователь совершает, используя интерфейс вашего сайта;
  • удовлетворенность от использования интерфейса вашего сайта.

Для чего нужно юзабилити сайта, т.е. какова его экономическая эффективность?

Основная задача юзабилити сайта – удержать посетителя на сайте и продать товар, а также добиться того, чтобы покупатель снова и снова обращался к вашему сайту для приобретения товара (повышение лояльности посетителей).

Грамотное юзабилити сайта способно в разы увеличить прибыль компании посредством продаж с сайта или прихода целевой аудитории на сайт компании. Это основная и конечная цель юзабилити.

С чего нужно начинать?

Думать о юзабилити сайта нужно уже на этапе его создания. Если у вас уже есть свой сайт, то необходимо просто внести ряд изменений (хотя иногда эти изменения могут быть существенными),
Итак, шаг первый. Нужно определить основную бизнес-цель вашего сайта: зачем он нужен? на кого рассчитан?

Варианты ответов могут быть следующими:

  • ознакомить посетителей с полным спектром ваших услуг или товаров;
  • узнать цену продукта;
  • получить обратную связь от клиента;
  • увеличить число приверженцев продукта;
  • создать положительный образ компании;
  • продавать продукт через сайт;
  • вывести на рынок новый товар или бренд.

После того как вы определитесь с ответом на вопрос, можно приступать к формированию проекта со стороны юзабилити.

Здесь можно провести тестирование юзабилити сайта или пользоваться уже известными базовыми стереотипами пользователей, информацию о которых можно найти в Интернете (можно почитать книжки по рекламе и психологии восприятия).

Цель тестирования юзабилити – определить, что помогает и что мешает пользователям выполнять свои задачи.

Что касается базовых стереотипов пользователя, вот некоторые из них: логотип слева сверху; телефон справа сверху; навигационное меню либо слева сбоку, либо сверху; корзина в правом верхнем углу; вся актуальная информация располагается чуть выше середины экрана; 2-3 спец предложения на главной странице; количества размещенных информационных блоков должно проходить по правилу 7 +-2. Это основное.
Теперь что касается основных правил юзабилити сайта.
Технический аспект:

  • сайт должен быстро грузиться;
  • сайт должен одинаково отображаться во всех браузерах;
  • сайт должен быть читабельным (фон, шрифты);
  • на сайте не должно быть много флеша;
  • на сайте должна быть удобная навигация;
  • цель сайта должна быть определена пользователем сразу (дизайн, текст, стиль);
  • на сайте не должно быть много счетчиков статистики.

Пользовательский аспект (по Я.Нильсену), что должно быть на главной странице:

  • слоган для сайта (должен отражать основную цель сайта);
  • грамотное оформление title (читаемость в поисковике и чтобы хорошо смотрелся в закладках);
  • ссылка о компании на главной странице;
  • выделение главных тем сайта;
  • наличие формы поиска;
  • примеры реальных материалов сайта;
  • названия ссылок должны включать ключевые слова;
  • доступ к архиву новостей и обновлений;
  • умеренно количество графики в навигации сайта;
  • целевая графика (графика должна соответствовать теме и цели вашего сайта),

Ну и не забывайте о базовых стереотипах пользователей.

Лучше всего конечно при оценке юзабилити поставить себя на место рядового пользователя, у которого мало времени и нет желания включать мозг, чтобы разбираться в хитросплетениях интерфейса вашего сайта. Хотя, конечно, о привлекательности сайта тоже забывать не стоит.
Как можно оценить работает ли юзабилити вашего сайта?

  • Конверсия трафика (длительность пребывания на сайте, увеличение числа переходов);
  • Посещение целевых страниц (например, контакты);
  • Увеличение ядра постоянных пользователей;
  • Продажи с сайта (заявки).

Однако, как оказалось, вопрос о том, нужно usability для сайта или нет – спорный.

Сомневающиеся в том, что usability панацея против пользовательского недружелюбия, говорят о том, что необходимость придерживаться правил юзабилити может стать помехой в конструировании нормального пользовательского интерфейса. Уделяя много внимания правилам (двух секунд, трех кликов, Парето 80/20), забывают об актуальности информации и качественном контенте сайта. К тому же русскоязычная аудитория привыкла к неудобству и отсутствию комфорта (сказывается богатый опыт советского союза, когда приходилось перед использованием все переделывать и настраивать под себя), поэтому склонна скорее мириться с неудобствами и плохой работой сайта, нежели сообщать о проблемах. Особенно это касается период тестирования юзабилити. К тому же не все забугорные правила и психотехники работают в рунете.

Таким образом, вопрос о пользе юзабилити сайта или ее отсутствии остается открытым. Все таки все должно быть в меру: и правила, и психология, и исторический опыт.

Comments

Tell us what do you think.

  1. Иван says: 28.03.2009

    Самое главное в юзабилити, чтобы вложения в него были адекватны полученной пользы. В противном случае, можно потратить бюджет на улучшения, а смотреть на улучшения будет некому.

  2. Анна Иванова says: 08.12.2009

    Что юзабилити повышает посещаемость давно известно.
    Об этом пишется во многих статьях http ://www. ifbm.ru/ issues/ uzability-saita. html. А вот о чётких правилах юзабилити написано мало. Спасибо за хорошую статью.

Trackbacks

Websites mentioned my entry.

There are no trackbacks on this entry

Add a Comment

Fill in the form and submit.

You must be logged in to post a comment.