09.12.2011


Дмитрий Сатин: люди ценят краткость и ясноcть, и голосуют за них своими кликами.

Тема Usability с каждым годом становится все актуальнее, все больше владельцев сайтов и специалистов приходят к пониманию необходимости создания удобных, человекоориентированных интерфейсов. Нам удалось задать несколько вопросов «главному по юзабилити» в нашей стране — генеральному директору Usabilitylab Дмитрию Сатину.

Фото flickr.com

- Как лучше всего тестировать юзабилити сайтов? Какие технологии сегодня существуют и используются?

- Технологий много. Можно проводить широкий спектр исследований: от оценки ранних бумажных прототипов (концепций интерфейсов) до проведения мониторинга того, как пользователи ведут себя на сайте. Разные методы подходят для решения разных задач.
Выбирать технику тестирования нужно с пониманием:
• уровня подготовки (опыта) команды, проводящей тестирование;
• бюджета, выделяемого на оценку пользовательских качеств продукта;
• уровня рисков пропустить ошибку и стоимости её исправления (веб-приложения в этом смысле менее критичны, чем например ПО, которое сложнее обновить, если будут обнаружены и исправления дефекты);
• степени доступности целевых пользователей (просто, когда тестируется сайт, рассчитанный на массового потребителя, сложнее, когда это специализированное решение, а его пользователи живут в другой стране);
• и т.д.
Эта тема для большой лекции или даже тренинга. Но какую технику вы бы ни выбрали, неизменными во всех тестах должны оставаться три принципа:
1. В тестировании должны участвовать только целевые пользователи.
2. Пользователи должны не говорить, а действовать. Вы же должны наблюдать и анализировать их поведения.
3. Тестировать нужно только то, что вы готовы потом улучшать. Иначе, это бессмысленно и дискредитирует идею тестирования.

- Где сегодня молодой специалист может научиться основам юзабилити?

- Есть возможности поучиться за границей. Есть бесплатная школа USI в Голландии. Можно съездить в Индию на курсы компании HFI. Но нужно хорошее знание английского и некоторое количество денег. Не у всех молодых специалистов они есть.
В России можно читать книги (они уже активно переводятся на русский), слушать наши еженедельные вебинары и договориться о стажировке с одной из юзабилити-компаний, например, с нами.

- SEO и Юзабилити долгое время находились в некотором противостоянии. И вэбмастера зачастую закрывали глаза на удобство, в угоду поисковому продвижению. Сегодня, когда поисковые машины стали учитывать и поведенческие факторы пользователей при ранжировании сайтов, ситуация изменилась. Получается, что хороший сеошник сегодня должен разбираться в юзабилити?

- Принципы юзабилити противоречат «черным» методам поисковой оптимизации — когда единственной задачей SEO является манипуляция результатами поисковых систем с целью продвижения некачественных сайтов. А те, кто работают над повышением привлекательности сайта для бизнеса, пользователей и поисковых систем, никогда не были «врагами» юзабилистов.
Да, конечно, всем специалистам, занимающимся разработкой и продвижением сайтов, нужно знать, на кого они работают. В этот круг входят не только заказчики и работодатели, но и конечные пользователи, клиенты бизнеса. Они должны хотеть знать то, с чем имеют дело, и стремиться сделать лучшее из возможного для реализации себя как профессионала.
Как видите, вопрос шире, чем противостояние юзабилити и SEO :)

- Порой, вэб-дизайнеры создают настоящие шедевры, однако они могут быть не совсем идеальны в плане удобства использования. Как найти компромисс между оригинальным дизайном и удобством использования?

- Если это тот, для кого шедевр создавался, то всё прекрасно и с юзабилити нет никаких проблем. А если «шедевр» является таковым по мнению не тех людей, на которых собирались произвести впечатление, то мы скорее всего, говорим о том, что дизайнер удовлетворил своё эго, а не людей.
Давайте договоримся, что такое шедевр? Кто оценивает «шедевральность»? Конечно, есть случаи, когда впечатляющий (давящий) дизайн применяется к неплохо спроектированным интерфейсам. И пользователи могут говорить, что им нравится дизайн, хотя видно, что он их подавлял (отвлекал внимание) и снижал эффективность их деятельности. Здесь, как всегда вопрос о целях, которые ставили перед дизайном.
Я был свидетелем того как сравнительно неплохо спроектированное решение для платежных терминалов, стали превращать в «художественный шедевр» из страха, что пользователи не запоминают бренд этот системы. Чтобы добиться узнаваемости и запоминаемости они существенно увеличили визуальную нагрузку.
Мне иногда начинает казаться, что большинство ошибок в коммуникациях с клиентом совершаются из-за страха.

- Практический вопрос, касающийся landing page. Действительно ли стоит размещать на ней только одно конкретное предложение и один призыв к действию? Ведь отсутствие альтернатив сразу отсекает ту часть пользователей, которая не готова совершить это действие.

- Предположение, содержащееся в вопросе, мне кажется довольно умозрительным. Я никогда не сталкивался с тем, что бы человек не нажимал, например, на выключатель на стене только потому, что рядом нет другого выключателя. Наоборот, мы видим, что когда на стене один выключатель, действия человека становятся точнее и увереннее, чем если ему предложить панель из пяти разных выключателей.
Вернемся к посадочным страницам (я сейчас в самолете, поэтому вопрос благополучной посадки для меня актуальный). Так вот, давайте не забывать, что человек попал на посадочную страницу не случайно. Какой-то определенный призыв привлёк его сюда. Поэтому мы не должны вести себя растерянно при виде этого посетителя. Наоборот, мы должны уверенно предлагать посетителю то, за чем он пришел.
Можно, конечно, из-за собственной неуверенности смягчать некоторые слова. Например, вместо кнопки «купить» поставить «узнать, как купить». Вроде бы это должно повысить шансы, что на кнопку нажмёт не только тот, кто уже уверен, но и тот, кто только интересуется. Но вы ведь понимаете, что неуверенность приводит к многословию, а многословие приводит к запутанности. А люди ценят краткость и ясность, и голосуют за них своими кликами. Конверсии через специально разработанное посадочные страницы должны в несколько раз превышать конверсии от сайта в целом.

- Совсем недавно прошла конференция Optimization, что больше всего запомнилось? Какие основные выводы сделали для себя?

- На конференции было много разговоров о том, во что должны превратиться услуги оптимизаторов в связи с тем, что поисковые системы изменяют формате результатов поиска и начинают учитывать потребительские качества сайтов. Было много призывом перестать заниматься SEO. Я тоже затронул эту тему, и по старался показать выход в сторону изучения бизнеса заказчика продвижения и его клиентов.
Оптимизаторы должны перестать продвигать некачественные сайты, и заняться вопросами качества. А качество сайта упирается в неразвитость бизнеса заказчика. Поэтому неминуемо придется брать на себя работу по развитию бизнеса клиента.

- Какие события оказались самыми значимыми и главными для вас в 2011 году?

- Если говорить о конференциях, в этому году их было как никогда много, и люди всё чаще стали признаваться, что целенаправленно приходили, чтобы побывать на моих выступлениях, я бы выделил две конференции на Урале, которые мы провели в Екатеринбурге и Перми. Там выступал почти весь цвет нашей компании. Такое редко случается.
Мы хотели взорвать аудиторию, и, судя по отзывам, люди приняли нас очень тепло и восторженно. Так мы отметили начало своей работы на Урале.

 

P.S. Дмитрий дал несколько советов по улучшению usability нашего блога, которыми мы обязательно воспользуемся в ближайшее время)

Comments

Tell us what do you think.

  1. Артем says: 09.12.2011

    В Беларуси Artox сейчас собирается открывать курсы по юзабилити.

Trackbacks

Websites mentioned my entry.

There are no trackbacks on this entry

Add a Comment

Fill in the form and submit.

You must be logged in to post a comment.