Тема usability в последнее время очень актуальна, особенно в период обострения конкуренции в условиях кризиса – компании хотят привлекать и удерживать максимум целевой аудитории на своем сайте.
Термин, да и сама «дисциплина» пришла к нам из-за границы. Ввел в употребление этот термин Якоб Нильсен, он же перечислил основные составляющие и рекомендации usability сайта.
Для начала определимся с термином usability.
Юзабилити (русское звучание), или юзабилити сайта – удобство пользования, простота использования сайта, его «дружественность», «практичность».
Юзабилити сайта, согласно Нильсену, включает пять основных составляющих:
- время, потраченное пользователем на понимание правил пользования интерфейсом вашего сайта;
- скорость, с которой пользователь смог решить поставленную перед собой задачу, достигнуть цели, посредствам вашего сайта;
- способность пользователя повторить совершенные действия без повторного обучения;
- количество ошибок, которые пользователь совершает, используя интерфейс вашего сайта;
- удовлетворенность от использования интерфейса вашего сайта.
Для чего нужно юзабилити сайта, т.е. какова его экономическая эффективность?
Основная задача юзабилити сайта – удержать посетителя на сайте и продать товар, а также добиться того, чтобы покупатель снова и снова обращался к вашему сайту для приобретения товара (повышение лояльности посетителей).
Грамотное юзабилити сайта способно в разы увеличить прибыль компании посредством продаж с сайта или прихода целевой аудитории на сайт компании. Это основная и конечная цель юзабилити.
С чего нужно начинать?
Думать о юзабилити сайта нужно уже на этапе его создания. Если у вас уже есть свой сайт, то необходимо просто внести ряд изменений (хотя иногда эти изменения могут быть существенными),
Итак, шаг первый. Нужно определить основную бизнес-цель вашего сайта: зачем он нужен? на кого рассчитан?
Варианты ответов могут быть следующими:
- ознакомить посетителей с полным спектром ваших услуг или товаров;
- узнать цену продукта;
- получить обратную связь от клиента;
- увеличить число приверженцев продукта;
- создать положительный образ компании;
- продавать продукт через сайт;
- вывести на рынок новый товар или бренд.
После того как вы определитесь с ответом на вопрос, можно приступать к формированию проекта со стороны юзабилити.
Здесь можно провести тестирование юзабилити сайта или пользоваться уже известными базовыми стереотипами пользователей, информацию о которых можно найти в Интернете (можно почитать книжки по рекламе и психологии восприятия).
Цель тестирования юзабилити – определить, что помогает и что мешает пользователям выполнять свои задачи.
Что касается базовых стереотипов пользователя, вот некоторые из них: логотип слева сверху; телефон справа сверху; навигационное меню либо слева сбоку, либо сверху; корзина в правом верхнем углу; вся актуальная информация располагается чуть выше середины экрана; 2-3 спец предложения на главной странице; количества размещенных информационных блоков должно проходить по правилу 7 +-2. Это основное.
Теперь что касается основных правил юзабилити сайта.
Технический аспект:
- сайт должен быстро грузиться;
- сайт должен одинаково отображаться во всех браузерах;
- сайт должен быть читабельным (фон, шрифты);
- на сайте не должно быть много флеша;
- на сайте должна быть удобная навигация;
- цель сайта должна быть определена пользователем сразу (дизайн, текст, стиль);
- на сайте не должно быть много счетчиков статистики.
Пользовательский аспект (по Я.Нильсену), что должно быть на главной странице:
- слоган для сайта (должен отражать основную цель сайта);
- грамотное оформление title (читаемость в поисковике и чтобы хорошо смотрелся в закладках);
- ссылка о компании на главной странице;
- выделение главных тем сайта;
- наличие формы поиска;
- примеры реальных материалов сайта;
- названия ссылок должны включать ключевые слова;
- доступ к архиву новостей и обновлений;
- умеренно количество графики в навигации сайта;
- целевая графика (графика должна соответствовать теме и цели вашего сайта),
Ну и не забывайте о базовых стереотипах пользователей.
Лучше всего конечно при оценке юзабилити поставить себя на место рядового пользователя, у которого мало времени и нет желания включать мозг, чтобы разбираться в хитросплетениях интерфейса вашего сайта. Хотя, конечно, о привлекательности сайта тоже забывать не стоит.
Как можно оценить работает ли юзабилити вашего сайта?
- Конверсия трафика (длительность пребывания на сайте, увеличение числа переходов);
- Посещение целевых страниц (например, контакты);
- Увеличение ядра постоянных пользователей;
- Продажи с сайта (заявки).
Однако, как оказалось, вопрос о том, нужно usability для сайта или нет – спорный.
Сомневающиеся в том, что usability панацея против пользовательского недружелюбия, говорят о том, что необходимость придерживаться правил юзабилити может стать помехой в конструировании нормального пользовательского интерфейса. Уделяя много внимания правилам (двух секунд, трех кликов, Парето 80/20), забывают об актуальности информации и качественном контенте сайта. К тому же русскоязычная аудитория привыкла к неудобству и отсутствию комфорта (сказывается богатый опыт советского союза, когда приходилось перед использованием все переделывать и настраивать под себя), поэтому склонна скорее мириться с неудобствами и плохой работой сайта, нежели сообщать о проблемах. Особенно это касается период тестирования юзабилити. К тому же не все забугорные правила и психотехники работают в рунете.
Таким образом, вопрос о пользе юзабилити сайта или ее отсутствии остается открытым. Все таки все должно быть в меру: и правила, и психология, и исторический опыт.
Самое главное в юзабилити, чтобы вложения в него были адекватны полученной пользы. В противном случае, можно потратить бюджет на улучшения, а смотреть на улучшения будет некому.
Что юзабилити повышает посещаемость давно известно.
Об этом пишется во многих статьях http ://www. ifbm.ru/ issues/ uzability-saita. html. А вот о чётких правилах юзабилити написано мало. Спасибо за хорошую статью.